А.А. Фокин

К проблеме понимания традиции в метапоэтике Иосифа Бродского

Метапоэтика - особый способ познания законов художественного творчества, в основе которой рефлексия самих художников на творчество, содержащаяся в их метатекстах, метаязыке, то есть самоинтерпретация и самоанализ (К. Штайн), - приобретает в последнее время первостепенное значение в области интерпретации художественных текстов и функционального изучения литературы.

Изучение метапоэтики требует комплексных исследований, ибо среда ее саморегуляции - синтез творчества и науки, в который автор включен и как пассивный объект, и как деятельностный субъект. Это определяет иерархию метатекстов, среди которых выделяются: 1) эксплицитные метатексты, то есть работы художника по поэтике, статьи и эссе о языке и творчестве; 2)имплицитные тексты, метаэлементы в которых выявляются через дополнительную экспликацию, то есть художественные тексты.

В основе метапоэтики Бродского лежат три метафеномена: язык, время и традиция. Противопоставлены им такие метаэлементы как поэт(автор), пространство и авангардизм (новаторство). Но если метакатегории "время" и "язык" реализованы в метатворчестве Бродского и эксплицитно, и имплицитно, то "традиция" получает развитие и объяснение в основном в текстах эксплицитного типа, то есть в эссе, статьях, интервью поэта, его автокомментариях, что подчеркивает ее доминантное значение для творчества. Остановимся на этом вопросе подробнее.

Традиция предстает в текстах Бродского особым видом дискурса, где посредством собственной открытости поэта, неотстраненности его от познаваемых объектов рождается целая метасистема, объединяющая остальные метакатегории и метаэлементы метапоэтики. Метатеория традиции Бродского - сложная разветвленная система, представить которую даже в трехмерном измерении было бы значительным упрощением. Однако, рассматривая ее в ряду других известных двоичных историософских и культурологических систем (Ницше, Данилевского, Шпенглера и др.), можно установить, что в основе метасистемы Бродского деление традиции на два больших класса: традиции ориентированные на время и традиции ориентированные на пространство.

Эти два типа традиции характеризуются противоположными метакатегориями и метапонятиями:

  • нелинейное время / линейное время;

  • индивидуум (личность) / общество;

  • демократизм / автократия и тирания;

  • политеизм / монотеизм;

  • православное христианство и буддизм / католицизм и ислам;

  • география и астрономия / история;

  • лермонтовский тип поэта / пушкинско-маяковский тип поэта;

  • элегизм / одизм и дидактика;

  • голос и слух / зрение;

  • динамика / статика.

  • Характеризуя, таким образом, метасистему традиций Бродского как полихроническую, полисемную, полифоническую, антиномическую и многоуровневую, мы, тем не менее, констатируем, что сам поэт отдает предпочтение традиции, в основе которой, согласно его метатеории, лежит время, а также язык, как одно из основных доказательств существования человека во времени и времени для человека. Развивая выдвинутый однажды тезис о поэзии как средстве преодоления смерти, Бродский всячески подчеркивает, что искусство всесильно, что оно способно даровать свободу, потому что не знает преград и общественных устоев. Олицетворяя традицию с языком и временем, он оспаривает проблемы функционирования литературы и искусства, выдвигая на передний план их абсолютные, независящие от истории и читателя, в том числе и от страны его проживания, достоинства, так как искусство и есть время, а творцы искусства - создатели времени. Искусство, прежде всего литература, через посредство традиции призваны восстановить равновесие мира, вычленить из хаоса гармонию.

    Только изучение метапоэтики Бродского, а через нее и всего творчества поэта, поможет понять и осознать намеченные художником пути гармонизации мира, его философскую и эстетическую концепцию, в основание которой положена традиция.




    Остальные работы

    Hosted by uCoz